-
Турция
-
Азербайджан
-
Грузия
-
Казахстан
-
Кыргызстан
Интервью с Батыржаном Серик
БЫТЬ ЛИДЕРОМ: БАТЫРЖАН СЕРИК О СВОЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПУТИ, ИСТОЧНИКАХ ВДОХНОВЕНИЯ И ЛЮДЯХ С ПОТЕНЦИАЛОМ FERRARI
Истории лидеров – людей, достигших определенных высот, ведущих за собой свою команду и подающих ей пример, способных при любых обстоятельствах находить источники ресурса и делиться ими со всей своей командой, не могут не вдохновлять. Сегодня своей историей с нами поделится Батыржан Серик – лидер по горному оборудованию, уже более 15 лет являющийся важной частью семьи Borusan Cat Казахстан.
- Батыржан, расскажите о себе: где Вы получали образование, с чего начинался Ваш профессиональный путь?
- Я родом из г. Караганды, закончил казахско-турецкий лицей, после чего поступил в Карагандинский политехнический университет на специальность «Экономика и менеджмент в горнодобывающей промышленности». У меня нет дипломов отличия, я никогда не ставил себе цель их получить: больше, чем оценка моей успеваемости меня интересовал сам процесс изучения предметов, которые могли пригодиться мне в будущем.
В период, когда я был студентом, в течение трех лет на время летних каникул я устраивался работать в турецкую дорожно-строительную компанию в качестве переводчика. На тот момент только начиналось строительство дорог иностранными компаниями, потому что Комитет автомобильных дорог начал использовать международные стандарты строительства.
После окончания мною университета данная компания предложила мне постоянное трудоустройство и уже не в качестве переводчика – я заступил на позицию в финансовом отделе. В течение двух лет работы в данном отделе я пробовал себя в различных сферах, которые он охватывал: был заведующим складом, занимался диспетчеризацией, был координатором, переводчиком – одним словом, я получил там действительно богатый первый рабочий опыт.
В связи с сезонностью дорожно-строительного бизнеса, очень плотной занятостью в летний период и вынужденными, связанными с отсутствием работы, длительными отпусками в зимний период времени, я принял решение поменять сферу деятельности и начал поиск более подходящего для себя места работы. Именно в этот период, в 2006 г. я устроился работать в Borusan Cat Казахстан.
- Расскажите о первой занимаемой Вами должности в Borusan Cat Казахстан.
- На тот момент у нашей компании был крупный контракт с компанией «Казахмыс» – Borusan Cat Казахстан покрывал сервисом практически все площадки Заказчика, где работала техника Cat®. Я являлся частью команды Рафет Каймакчи, руководителя проекта «Нурказган», который на данный момент является руководителем Дивизиона Customer Support в компании «Borusan Cat Грузия». В списке моих задач были учет КТГ техники Заказчика, подготовка отчетности, оценка эксплуатации техники и фиксирование фактов нарушения в эксплуатации со стороны персонала Заказчика, а также подготовка актов и протоколов о данных нарушениях для Заказчика. Также я выступал в роли переводчика на совещаниях с Заказчиками, а в отсутствие своего руководителя вел на них всю коммуникацию.
- Таким образом, в каком Дивизионе Вы начали свою деятельность в Borusan Cat Казахстан?
- На то время в компании не было разделений на Дивизионы. Я работал с горным оборудованием, находился непосредственно на проекте Заказчика, видел, как ведутся горные работы, как обслуживается техника. Это было очень полезно для моей будущей позиции PSSR – свои экспертные навыки я приобрел именно в то время.
В 2007 г. руководство компании «Казахмыс» приняло решение создать собственную сервисную команду, и так появилась компания «Казахмыс Сервис». Этот период времени стал очень непростым для Borusan Cat Казахстан, так как 70 % бизнеса зависело только от этого Заказчика, диверсифицированный бизнес отсутствовал. Ситуация коснулась даже таких вещей, как офис, склады и цех нашей компании, т.к. все это было заимствовано у Заказчика, и мы были вынуждены в короткий промежуток времени найти новые, подходящие для себя помещения. Также это коснулось и персонала: произошел большой отток сотрудников из нашей компании в «Казахмыс Сервис». Мне также было предложено перейти в данную компанию, но я принял решение остаться в Borusan Cat Казахстан.
И именно в этот период в Borusan Cat Казахстан мне предложили два пути развития моего карьерного пути: перейти на другой проект в качестве супервайзера или работать в карагандинском филиале на позиции PSSR. Мне очень запомнилась фраза, которую тогда мне сказал Ерлан Копеев, который на тот момент уже принял подобное предложение – перейти с проекта в карагандинский филиал и стать PSSR. Он сказал: «Батыр, для нас обоих это новый, интересный опыт. Соглашайся, и мы вместе начнем эту работу». В итоге я заступил на позицию PSSR в г. Караганде.
После этого в истории нашей компании настали по-настоящему трудные времена. Офис в г. Караганде был перемещен в гараж площадью около 50 кв.м., при этом необходимо было организовать место под цех для оказания сервисных услуг. Возможность организовать склад в принципе отсутствовала, и мы были вынуждены хранить запасные части на улице возле офиса, а когда возникала необходимость выдачи запчастей Заказчикам, мы все вместе выходили на улицу и искали необходимые коробки, в которых запчасти были упакованы. Из-за постоянных перебоев с интернетом нам приходилось за собственные средства выезжать в интернет-кафе, чтобы связаться с Заказчиком и подготовить для него необходимые документы. Конечно, такие реалии совершенно не соответствовали статусу официального дилера техники мирового бренда Caterpillar®.
Тогда я увидел, насколько преданы компании люди, которые остались с ней в это непростое время несмотря на все происходящие события, условия работы и призрачность в представлении будущего компании. Я бы сравнил состояние компании на тот момент с руинами, которые с верой в лучшее пытались восстановить оставшиеся в компании сотрудники. И я помню, как при всех этих условиях мы с коллегами совершали обзвоны Заказчиков с целью сохранения и повышения их лояльности. Не было ни дня, когда бы мы покидали офис раньше 21:00. Сегодня, когда я сталкиваюсь с недовольством чем-либо сотрудников компании, я понимаю – чтобы по-настоящему оценить то, что мы имеем сегодня, нужно было видеть то, что было раньше – тот самый офис в гараже.
Позже офис был перемещен в другое помещение, где условия были на порядок лучше, в котором мы осуществляли деятельность в течение трех лет, до открытия CRC.
В 2011 г. я заступил на позицию руководителя Отдела продаж запасных частей и сервиса в Департаменте горнодобывающего оборудования, на которой я проработал до 2015 г. После мне была предложена аналогичная должность, но в Департаменте строительного и дорожно-строительного оборудования с переводом в головной офис в г. Алматы. Такая кардинальная смена сферы деятельности удивила многих моих коллег, но для меня это было новым вызовом и совершенно неизведанной областью, которую мне захотелось изучить и, более того, преуспеть в ней. Говоря о времени моего руководства данным Департаментом, я считаю, что там моей миссией было устранение того отставания, которое образовалось между ним и Департаментом горнодобывающего оборудования, сделать несколько рывков для создания слаженной работы и собственной культуры. Отставание было существенным, и мне приятно осознавать, что сегодня оно стало таким неощутимым. В то время нами было создано множество действенных решений для сервиса, а позже мы совместно с Департаментом стратегического планирования и маркетинга разработали ряд новых, эффективных инструментов, прописали стратегию, определили концепцию всей работы. Я не раз замечал, что, если задумываться о достигнутых во время работы результатах, может показаться, что ты ничего особо и не сделал, но в момент, когда я передавал свою позицию Ерлану Копееву, я увидел, какой мощный фундамент мы заложили в Департаменте, какую сильную инфраструктуру развили. Признаться, я считаю, что ряд разработок, внедренных в его процессы, будут полезны и для Департамента горнодобывающего оборудования. Сегодня Департамент строительного и дорожно-строительного оборудования – это зрелый, достаточно сформированный Департамент со своим концептом, со своей устоявшейся культурой, своей базой Заказчиков и особым подходом к ним.
В 2016 г. мне предложили должность руководителя подразделения Customer Support в дивизионе строительного и дорожно-строительного оборудования, на которой я проработал в течение двух лет. В 2019 г. я стал руководителем Департамента строительного и дорожно-строительного оборудования. И уже в текущем году я перешел в международный бизнес.
- Работа руководителя непроста и очень ответственна. Поделитесь, что самое сложное для Вас в данной работе и что самое интересное?
- Самое интересное для меня – работа с людьми, наблюдение за их развитием и непосредственное участие в нем. Я всегда стараюсь принимать в свою команду людей с потенциалом для развития. Однажды я познакомился с очень интересным высказыванием, которое гласило, что необходимо выбирать людей для своей команды так, как, например, вы выбираете машину: Fiat, который может развить скорость до 100 км/ч, или Ferrari, способную разогнаться до 300 км/ч. Нужно стремиться работать с людьми с потенциалом Ferrari, которые в будущем смогут «разогнаться». В своей работе я всегда стараюсь придерживаться данной концепции.
Самое сложное, на мой взгляд, – это работа с людьми в команде. Все люди разные, у каждого сформирован свой подход к работе, у каждого – своей характер и взгляд на вещи. И при этом необходимо создать в коллективе такую атмосферу, в которой будет комфортно работать. Важно, чтобы люди были мотивированы на работу и выполнение своих задач. Здесь многое зависит от компании, от предоставления необходимого социального обеспечения.
Еще более сложно для меня – увольнять людей не по своей воле, например, когда в компании наступает кризисный период. Ведь когда я принимаю человека на работу, я вкладываю в его адаптацию и обучение часть себя.
- Департамент строительного и дорожно-строительного оборудования очень многосторонний – он заключает в себе несколько представляемых брендов, технику б/у, арендную технику и пр. И, несмотря на масштаб и разноплановость Департамента, его команда является очень дружной и сплоченной. Поделитесь, как Вы поддерживаете такую атмосферу в команде и мотивируете ее на новые свершения? Какие качества Вы цените в людях?
- Для того, чтобы в команде присутствовала комфортная или, как я называю «рабочая» атмосфера, специалистам важно четко понимать, что от них требуется, какие цели перед ними стоят. И моя задача, как руководителя, убедиться в полном понимании специалистами их обязанностей. Также очень важно, чтобы специалист чувствовал искреннее доверие руководителя по отношению к себе.
Я всегда стараюсь больше общаться со своими сотрудниками. Важно делать это на равных, опуская барьеры. Каждый рабочий день в нашей команде начинается позитивно, с легкими разговорами и шутками – даже в непростые времена мы стараемся поддерживать атмосферу легкости и позитива в коллективе. Однажды у нас зародилась очень хорошая традиция проведения квартальных встреч, и с тех пор мы регулярно собираемся всей командой и интересно проводим время вместе.
Говоря о важных качествах для меня, то в первую очередь я ценю в людях их порядочность.
- Для того, чтобы мотивировать свою команду, в первую очередь руководителю необходимо самому быть в ресурсе. Что Вас вдохновляет, и где Вы черпаете энергию?
- Мой самый главный стимул и мотиватор – моя семья. Признаться, я многому учусь у своих детей. Я часто отмечаю для себя сказанные ими слова и удивляюсь их глубине и истинности.
Также, думая о своей работе в Borusan Cat Казахстан и проведенных в его стенах 15 годах, я понимаю, насколько сильно мне нравится быть его частью. Ведь на протяжении всех этих лет для меня также создается та самая комфортная, мотивирующая атмосфера, которая с годами все больше укрепляет преданность компании. На разных этапах моей работы в компании мне выпадали различные вызовы, что создавало особый интерес к работе. Самым серьезным вызовом для меня в моей карьере, безусловно, стал переход из Департамента горнодобывающего оборудования в Департамент дорожно-строительного и строительного оборудования.
- Что бы Вы посоветовали молодым специалистам, начинающим свою деятельность в нашей компании?
- Необходимо признать, что каждое поколение – это кардинально новые взгляды, новые ожидания и подходы к делу. Скорее всего, мы в свое время сами были такими – крайне амбициозными, стремящимися достичь всего и сразу.
Я бы посоветовал смело принимать вызовы и с уверенностью менять свою среду, покидать зону комфорта – в этом я убежден на собственном опыте. Ведь любые перемены неизбежно влекут за собой твое развитие. Из-за ограниченности во времени, в знаниях ты вынужден очень быстро адаптироваться, наращивать навыки, получать новый опыт. Да, это может быть не комфортно и не всегда приятно, но это дает тебе очень хороший задел, облегчает твою последующую работу.
Желаю быть уверенными в себе и доверять себе. Учиться разбираться в людях, это непросто, но этот навык очень важно развивать, чтобы в дальнейшем иметь возможность им доверять.